
Но рассмотрение одного дела меня насторожило. Речь пошла о жалобе на некачественное лечение ребенка. С той и другой стороны зазвучали данные о процессе лечения, диагнозе, процедурах и прививках. Судьи своими вопросами то же что-то уточняли о том, как проходило лечение. И всё это открыто и при всех.
А как же врачебная тайна? Ведь Конституцией РФ установлено право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч.1 ст. 23). Согласно статье 13 Федерального закона РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.
Т.е. сведения не только о лечении, но даже и о факте обращения к врачу! Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с письменного (!) согласия гражданина или его законного представителя. Представление сведений такого характера без согласия допускается только в ограниченных случаях, указанных в части 4 этой статьи.
С 3 августа 2013 года предоставлено право запроса таких сведений органам дознания, следствия, прокуратуры и суда (ФЗ РФ от 23 июля 2013 года N 205-ФЗ).
Думаю, в данном случае, апелляционной инстанции следовало разъяснить родителю ребёнка закон и выяснить у него, согласен ли он рассматривать дело в открытом судебном заседании и исходить из полученного ответа (а открытым оно видимо было и на первой инстанции!). Мне было как-то неуютно в зале, т.к. я понимал, что нарушаются врачебная тайна и права человека!
Я обратил на этот факт внимание, т.к. ранее касался такой темы. Так, в рамках одного гражданского дела, где необходимо было доказывать требуемую по обстоятельствам уважительность причин наличием болезней доверителя, суд заранее был извещён о необходимости проведения судебного процесса в закрытом судебном заседании, что и было исполнено. Посторонних лиц в зале не было.
Доводилось слышать от людей о незаконных требованиях со стороны их руководителей, рассказать после выхода с больничного, о конкретном заболевании. Возникал такой вопрос как-то и по уголовному делу.
Решил, уважаемые коллеги, привлечь к этой теме ваше внимание. Ведь охраняемых законом тайн, с которыми мы сталкиваемся по делам, немало (государственная, налоговая, банковская, аудиторская, завещания, усыновления и др.). И где-то мы обязаны их не только соблюдать, но и защищать права человека на не разглашение таких тайн!